Главная

Концепция Building Back Better и эволюция подходов к восстановлению утраченных памятников

В последние годы отношение международного профессионального сообщества к понятию «реконструкция» как методу восстановления памятников, разрушенных в результате антропогенных или природных катастроф, претерпело существенные изменения. Принятая в 1964 году, Венецианская хартия признавала недопустимым любое воссоздание, допуская лишь минимальное вмешательство в объект культурного наследия. Однако на практике соблюдение столь жестких консервационных принципов оказалось неосуществимым, и спустя 60 лет ИКОМОС совместно с ИККРОМ опубликовали руководство по восстановлению памятников “GuidanceonPost-DisasterandPost-ConflictRecoveryandReconstruction”. В данной работе реконструкция понимается не просто как способ вернуть объекту утраченный облик, но и возможность сделать его лучше, согласно предлагаемой концепции «Buildingbackbetter» (дословно – «Перестроить, улучшив»), что свидетельствует о значительной эволюции, проделанной реставрационной наукой в данном вопросе.

 

Венецианская хартия, утвержденная на II Международном съезде архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам 31 мая 1964 года, подвела итоги более чем 30-летней дискуссии об основополагающих принципах реставрации. Согласно тексту документа, памятник понимался в первую очередь как «произведение искусства, являющееся живым свидетельством истории», то есть, как физический объект, главная ценность которого заключается в подлинности его материальной оболочки. Именно ее сохранение как вещественного свидетельства определенной эпохи провозглашалось главной задачей реставрации, в связи с чем любые позднейшие включения требовалось минимизировать. Реконструкция или воссоздание признавались «недопустимыми», за исключением «анастилозиса», метода восстановления памятника с помощью установки на первоначальное место сохранившихся элементов.

Однако уже к моменту принятия Венецианской хартии стала очевидной невозможность повсеместного соблюдения декларируемых ей принципов. Эскалация вооруженных конфликтов и природные катастрофы в начале XXI века актуализировали дискуссию относительно допустимости реконструкции утраченного наследия. В 2016 году Комитет Всемирного наследия на заседании в Стамбуле принял резолюцию о необходимости всестороннего изучения данной проблемы и разработки единых принципов, учитывающих как вопросы подлинности памятников, так и их социально-экономическую и духовную роль[i]. Промежуточные итоги были подведены в 2018 году на конференции в Варшаве, где были представлены Рекомендации по восстановлению и реконструкции культурного наследия. В них подчеркивалось, что воссоздание является инструментом преодоления травмы, полученной местным сообществом в результате утраты памятника и сопутствующей антропогенной или природной катастрофы. Варшавские рекомендации носили достаточно общий характер, и в дальнейшем ИККРОМ и ИКОМОС потребовалось еще пять лет для более глубокого исследования проблемы.

В 2023 году было опубликовано новое руководство по восстановлению памятников “Guidance on Post-Disaster and Post-Conflict Recovery and Reconstruction”[ii]. Данная работа свидетельствует о значительном переосмыслении концепции реконструкции. Авторы подчеркивают, что воссоздание разрушенного объекта должно рассматриваться в более широком контексте переживания травмы, причиненной катастрофой. В таком случае культурное наследие выступает в роли одного из инструментов достижения мира и безопасности в регионе, а целью его восстановления является не просто возвращение того облика, которое было до трагических событий, но и достижение нового состояния, сформировавшегося в том числе на основе пережитого опыта.

Указывая на необходимость сохранения подлинности объекта руководство допускает в «определенных обстоятельствах» включение новых материалов, если это позволит раскрыть или восстановить ценность памятника. Кроме того, авторы предложили концепцию “Building back better” (дословно – «Перестроить, улучшив»), согласно которой в ходе реставрационных работ необходимо устранить причины или факторы, которые привели к трагедии, даже если это потребует вмешательства в первоначальную структуру. Примером реализации подобного подхода на практике является восстановление памятников Катманду, разрушенных во время землетрясения в 2015 году. В ходе реставрации, начавшейся вскоре после катастрофы, было принято решение заменить часть связующих элементов, исторически деревянных, на металлические для того, чтобы повысить сейсмостойкость сооружений[iii].

Таким образом, за последние 60 лет отношение к реконструкции в сфере профессиональной реставрации претерпело значительные изменения, от полного запрета до признания ее необходимости в ряде случаев. Современные концепции отличаются некоторой двойственностью, связанной с проблемой сохранения подлинности объекта и восстановления его целостности при утрате первоначальных материалов. Единственным способом разрешения данной дилеммы является комплексное изучение ценности наследия во всем его многообразии, с учетом не только материальных, но и нематериальны аспектов.

09.09.2024

 


[i] Report of the Decisions adopted during the 40th session of the World Heritage Committee (Istanbul/UNESCO, 2016) [Электронныйресурс]. – URL: https://whc.unesco.org/en/sessions/40COM (датаобращения: 01.03.24).

[ii] ICOMOS-ICCROM Guidance on Post-Disaster and Post-Conflict Recovery and Reconstruction for Heritage Places of Cultural Significance and World Heritage Cultural Properties. – 2023. – [Электронныйресурс]. – URL: https://www.iccrom.org/publication/guidance-post-disaster-and-post-conflict-recovery-and-reconstruction-heritage-places (датаобращения: 15.05.24).

[iii] ICOMOS-ICCROM Analysis of Case Studies in Recovery and Reconstruction. Case Studies. – Vol. 2. – 2020. – P. 27.

Additional information