Главная

продолжается наполнение сайта

Продолжается наполнение сайта материалами.

Исторический центр Одессы

«Исторический центр Одессы» включён в Список всемирного наследия

Комитет всемирного наследия на своей внеочередной 18-й сессии 25 января 2023 года принял решение о включении в Список всемирного наследия в порядке чрезвычайной ситуации «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», признав выдающуюся универсальную ценность объекта.

В процессе рассмотрения представленных номинационных документов Комитет всемирного наследия постановил изменить название объекта, а именно изложить: «Исторический центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”). Комитет внёс некоторые изменения в изложение выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия и также были даны рекомендации к представленным украинской стороной документам.

Краткое изложение заявления выдающейся универсальной ценности, подготовленное Министерством культуры и информационной политики Украины в номинационном досье объекта «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», опубликовано на сайте ЮНЕСКО (https://whc.unesco.org/en/list/1703/documents/). Так в частности:

«Номинированная территория площадью 237,5 га включает в себя сохранившуюся прибрежную зону и городские кварталы бывшего Порто-Франко в городе Одессе. Исторический центр портового города Одессы на Украине представляет собой архитектурный ансамбль, являющийся уникальным образцом вновь основанного города, построенного в конце 18 века на северо-западном берегу Черного моря. Он был задуман как торговые ворота, и это было движущей силой его развития как одного из важнейших торговых портов мира в период с конца 18 в. и первой половины 19 века.

Номинируемый объект развивался однородно, в соответствии с планом, который идеально перекликается с концепцией позднего Возрождения «идеального города» и представляет собой уникальное явление в европейской культуре и истории градостроительства, в которой за иностранными архитекторами было первое и последнее слово в официальном градостроительстве.

Исторический центр Одессы имеет множество хорошо сохранившихся исторических зданий, спроектированных известными архитекторами и инженерами, и составляет целостный исторический ансамбль. Такое городское явление также демонстрирует редкий тип исторического развития многонационального классицистического поселения, где разные культурные традиции болгар, греков, армян, евреев, итальянцев, молдаван, поляков, русских, румын, татар и украинцев слились в одну социальную и культурную среду.»

Безусловно, нельзя отрицать уникальность и красоту города Одессы, и ее славное историческое прошлое, а также необходимость сохранения самобытности города. Однако, ознакомившись с номинационным досье, представленным украинской стороной, мы видим, что в начале нас погружают в историю создания и развития города-порта, останавливаясь на объектах и процессах их возникновения, которые, по мнению авторов досье, и формируют Исторический центр Одессы.

Между строк отчётливо прослеживается, как филигранно упускается факт основания города и утверждения его первого генерального плана императрицей Екатериной II, разработанного в системе Российского законодательства в рамках градостроительного урегулирования городов Российской империи. Проигнорирована причастность к развитию города сподвижников Екатерины II, таких как князь Григорий Потёмкин, генералиссимус Александр Суворов, один из генерал-губернаторов граф Платон Зубов, а также многих других выдающихся исторических личностей - военных и гражданских деятелей России, повлиявших как на архитектурно-градостроительный облик города, так и на его значимость.

По итогам работы с документами, а именно: номинационным досье, представленным в экстренном порядке (WHC-23/18EXT.COM/5 (Украина) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-5-en.pdf), отчётом ИКОМОС (Франция) по данному досье для Комитета всемирного наследия (WHC-23/18EXT.COM/INF.5 (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5-en.pdf) и письмом о фактических ошибках, полученных от государств-участников в соответствии с п. 150 Оперативного руководства (WHC-23/18EXT.COM/INF.5.2) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5.2-en.pdf), Комитет всемирного наследия вынес итоговое решение о принятии заявления о выдающейся универсальной ценности объекта с изменением его наименования: «Исторической центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”, Ukraine) (Decision 18 EXT COM 5.2) (https://whc.unesco.org/en/decisions/8048) и рекомендовал государству-участнику в кратчайшие сроки доработать материалы номинационного досье в соответствии с выданными замечаниями.

Эксперты ИКОМОС Франции в своём отчёте учли исторические реалии и объективные факты. Предложенная украинской стороной трактовка критериев выдающейся универсальной ценности не нашла их поддержки. Были предложены другие формулировки и предприняты значительные усилия по корректировке номинационной стратегии и приведению её в соответствие с требованиями Конвенции и Руководства и объективными историческими и научными фактами.

Однако стоит отметить и печальный факт, что ни в одном из представленных документов, ни в итоговом решении Комитета всемирного наследия не освещена древняя история Одессы, её археологическое наследие, связанное с античностью и турецким периодом.

Российская Федерация, рассмотрев материалы по вопросу номинирования в Список всемирного наследия объекта «Исторический центр портового города Одессы» (Украина), направила правки на решение Комитета всемирного наследия (Amended draft decision 18EXTCOM 5.2; https://whc.unesco.org/en/documents/197906/), в числе которых утверждается необходимость возврата на доработку номинационного досье и его повторного представления в соответствии с обычными процедурами номинации объектов всемирного наследия.

Безусловно, приветствуя факт включения исторического наследия города Одесса в список объектов всемирного наследия, остаётся крайне важным внесение правок в документы, опубликованные на сайте ЮНЕСКО с тем, чтобы, пытаясь спасти объект от одних угроз, не привести к утрате его целостности и подлинности в угоду сиюминутным политическим интересам.

Пункт 4 Нарского документа о подлинности гласит: «В мире, который все более подвергается натиску глобализации и стандартизации, в котором поиск культурной принадлежности зачастую принимает формы воинствующего национализма и подавления культуры меньшинства, важнейший вклад в изучение подлинности в практике сохранения состоит в разъяснении сути коллективной памяти человечества и освещении всех её граней».

Приложение:

1.Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.

 

 


Приложение

Кандидат архитектуры З.В. Юркова

Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.

Одесса, в своё время столица Новороссии, построена на берегу черноморского залива рядом с татарским укреплением Гаджибей, и первоначально город носил это имя. Но позднее он был назван в честь греческого города Одесосс. К началу ХIХ века она стала третьим по величине городом России, после Петербурга и Москвы.

С Одессой связан целый ряд выдающихся личностей.

Светлейший князь Г. А. Потемкин, генерал-губернатор Новороссии (1774-1783), проводник идей Екатерины II. Это он выбирал места для новых городов, строил черноморский флот, устраивал прибывающее в Новороссию население, подбирал архитекторов и даже определял архитектурный облик этих городов, как например, Херсона, который он посвятил Екатерине и где он был с почестями похоронен.

Неаполитанский иммигрант Де Рибас, принятый на русскую службу, настоял на том, чтобы строительство военного порта и купеческой пристани началось именно у Гаджибейского залива возле впадающих в Черное море двух рек Южного Буга и Днепра. Под его руководством велось строительство города. он стал его первым градоначальником (1794-1797). В честь Де Рибаса названа главная улица города.Герцог А.-Э. Ришелье, следующий губернатор Одессы (1803-1814), бежавший в Россию от французской революции, сумел превратить город в центр Новороссийского генерал-губернаторства и освободил ее от налогов, сделав торговлю беспошлинной (порто-франко), что способствовало процветанию города. На площади, носящей имя дюка Ришелье перед гигантской Потемкинской лестницей, ведущей к морю, поставлен памятник герцогу.[1]

Граф А. Ланжерон на посту губернатора (1816-1820) сыграл огромную роль в благоустройстве и озеленении не только Одессы, но и всего Новороссийского края. Его имя носит один из приморских пляжей.

Граф М. С. Воронцов, генерал-губернатор Новороссийско-Бессарабского края (1823-1874), внес значительный вклад в хозяйственное развитие края, способствовал строительству Одессы и других городов. При нем Одесса достигла небывалого расширения своего торгового значения и увеличения благосостояния. При нем построена знаменитая Потемкинская лестница (1837-1841, арх. Ф. К. Боффо). Во время губернаторства графа Воронцова в Кишинёве, а затем на его глазах в Одессе находился в ссылке (1820 - 1824) Александр Сергеевич Пушкин. На приморском бульваре установлен памятник поэту на деньги, собранные жителями Одессы. Маяк на морском берегу носит название Воронцовский.

В 1887 году в Одессе был выстроен новый Оперный театр по проекту архитекторов австрийца Ф. Фельнера и немца Г. Гельмера, выполненный в стилистике венского барокко. Театр стал визиткой города.

В 1900 году в Одессе был установлен памятник основателям города – императрице Екатерине II и ее сподвижникам – князю Г. А. Потемкину, вице-адмиралу Х. де Рибасу, инженер-генералу Ф. де Волан, Таврическому генерал-губернатору графу, светлейшему князю П. А. Зубову. К сожалению, монумент был демонтирован в конце 2022 года.

В 1763 году Екатерина подписала указ «О сделании всем городам строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Она же утверждала и все планы городов, а также архитектурные проекты казенных и общественных, культовых зданий. Города Новороссии закладывались также по указам российской императрицы и подчинялись тем же градостроительным установлениям и Городовому положению, утвержденному императрице. Над этими планами работала вновь созданная Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы централизованный штат казенных архитекторов, к которой подключались городские архитекторы[2]

27 мая 1794 года Екатерина II утвердила первый генеральный план города Гаджибея (города Одессы).

Если ознакомиться с планами российских городов, созданными в соответствии с екатерининским указом, то можно убедиться в том, что все в их основу положена та или иная модификация прямоугольной сетки улиц. Считается, что она создана греческим архитектором Гипподамом Милетским, который жил в 5 веке до н. э. Система применялась при строительстве греческих городов, ее повсеместно использовали римляне, в том числе для разбивки военных лагерей – фаланстеров. Их взаимно перпендикулярные улицы – cardo и decumanus – были направлены по сторонам света: первая с севера на юг и с запада на восток, что помогало ориентироваться как на местности, так и во времени. Современные археологические раскопки на территории Турции, бывшей Югославии и Крыма позволяют увидеть разрушенные римские города с развитой городской инфраструктурой – административным и духовным центрами, зрелищными и сооружениями и учреждениями культуры и образования – гимнасии, библиотеки, общественными зданиями и сооружениями – театры, форумы, термы. Такой набор был обязателен для каждого древнеримского города. Как известно Римская империя в европейской части пала под натиском варваров, а на Ближнем Востоке и на юге Европы ее сломили османы.

Могла ли такая планировка попасть в Россию из Европы? Мало вероятно. Европейская цивилизация, покорившая Римскую империю, не сумела осмыслить феномен греко-римской культуры и принять античное наследие, и практически полностью уничтожила ее, застроив свои территории средневековыми городами, напоминающими скорее гнездовья птичьих колоний. Османское завоевание восточной части империи – Византии привело к тем же утратам, хотя археологические раскопки в этой части мира показывают куда более существенный результат, чем на территории Западной Европы.

Можно ли было в России изобрести такую систему? Еще менее вероятно. В России не было своей градостроительной школы, поскольку она в ней просто не нуждалась. Американский специалист по градостроительству К. Линч определил город как систему ориентиров. В русских городах низкая разреженная застройка, перемежающаяся садами, давала возможность увидеть большую часть города с возвышающимися церковными зданиями, колокольнями, в которой человеку всегда было понятно, где он находится.[3] При этом направление улиц не имело никакого значения.[4] Вероятно, поэтому превращение спонтанно сложившей живописной уличной сети в прямоугольную прошло почти безболезненно, то есть без существенных утрат.

Ответ на вопрос культурно-исторической принадлежности Одессы может дать «греческий» проект Екатерины II, которая не только смогла присоединить и освоить северное Причерноморье, но и намеревалась возродить православную империю – Византию. Она дала классическое образование своим преемникам – внукам, которые получили греческие имена, Александру и Константину. Она создавала для них обстановку в «греческом духе» (Александрова дача с храмом Цереры, храмом Флоры и Помоны). Для них она выписала из Италии макеты древних античных зданий и сооружений. В соответствии с ее планами Александр должен был занять царский престол в России. Константину же в управление должен был перейти Константинополь. Именно Екатерина II ввела в моду классицизм в России. Нет сомнения, что она сама изучала архитектуру Греции и, соответственно, знакомилась с планировкой городов, а вместе с этим архитектурное наследие древней античности изучали и русские архитекторы. Новороссийским городам давались греческие имена – Севастополь, Симферополь, Херсон, Евпатория и другие. Таким образом, новостроящийся город Одесса, столица Новороссии, создавалась, как все российские города этого периода с использованием утверждённых Екатериной II планов с прямоугольной сеткой улиц.

К классическим формам в архитектуре и искусстве Европа обратилась только в ХV веке. Носителями античной культуры там стали беженцы из павшей под натиском османов Византии, хранившей как традиции, так и материальные предметы античной культуры. При этом надо отметить, что архитектура, по понятным причинам, в наименьшей степени позволяла внедрение новаций и широкомасштабного нового строительства. Поэтому, строго говоря, новопостроенную Одессу скорее следует олицетворять с греко-римской культурой (чего нельзя сказать о перепланированных русских городах!).

Исследователями признается, что города Новороссии в основном построены иностранными архитекторами, инженерами и строителями. Объясняется это просто – в отличие от иностранцев, русским переселенцам не выдавались подъёмные для переезда и для устройства на новом месте, и не предоставлялись льготы для ведения дел. Выплачивать пособие начали только после 1812 года. Кроме того, мужское население страны участвовало в войнах.

Московский исследователь М. Б. Михайлова в статье «Особенности ампира в градостроительстве Новороссии» приводит более 30 имён иностранных архитекторов, инженеров и строителей преимущественно итальянского происхождения, которые принимали участие в строительстве не только Одессы, но и других новороссийских городов. Далее перечислены имена тридцати семи российских архитекторов, которые подтверждены документально, а также двадцать два имени русских военных и флотских инженеров. Все они служили архитекторами в разное время и в разных новороссийских городах.[5] Из украинских фамилий в списках встречается только одна. Не исключено появление в Одессе в более позднее время архитекторов и с украинскими именами.

В целом же, конечно, можно только приветствовать интерес и внимание международной организации ЮНЕСКО к этому историческому городу, сыгравшему значительную роль в культурной и экономической жизни России.

 


[1]«Сие место дано от Бога России золотым источником. 27 мая 2014» https://www.gazeta.ru/science/2014/05/27_a_6049501.shtml?updated

[2]Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм М, Издательство «Архитектура-С». 2004. С. 139

[3]Юркова З.В. Архитектор А. Модюи: идеальная столица. Петербург императора Александра I. СПб, «Кригга». 2019. С. 394-401

[4]Алферова Г. В. Русские города ХVIVII веков. М, Строииздат. 1989. С.169-185

[5] Михайлова М. Б. Особенности ампира в градостроительстве Новороссии. С. 104

 

III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия.

23 сентября 2022 г.в Москве, в павильоне Космос на ВДНХ состоялась III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия. В ходе конференции были заслушаны годовые отчеты региональных отделений, был избран новый Совет НК ИКОМОС, РФ и почетные члены Совета.

1 photo 2022-09-27 13-08-32

2 конференция -5838 res

3 конференция -4832 res

4 конференция -4789 1

5 конференция -4978 1

6 конференция -4940 1

7 конференция -5166 1

8 конференция -5189 1

9 конференция -5259 1

 

Выставка «Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»

Уважаемые коллеги! 

Информируем Вас об открытии выставки

«Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»

 

Выставка будет проходить в выставочном зале Московского архитектурного института (Москва, ул. Рождественка, дом 11/4, корпус 1) с 22 сентября по 10 октября 2022 года. Экспозиция посвящена предстоящей долговременной реставрации главного храма старейшего монастыря Санкт-Петербурга.

На выставке будут наглядно представлены исторические сведения о том, как Троицкий собор выглядел в разные временные периоды, материалы натурных исследований и подробные данные о предполагаемых реставрационных мероприятиях.

В 2021 году проведен комплекс научно-исследовательских работ по живописному оформлению, архитектурному и скульптурному убранству Свято-Троицкого собора, по результатам которого разработан проект реставрации интерьеров храма.

В настоящее время интерьер представляет собой смешение элементов отделки, как относящихся к разным периодам его оформления, так и исторически никогда не существовавших.

В соборе поддерживается цветовое решение с окраской стен в желтый цвет и выделением архитектурных элементов белым, которое было принято при работах 1982–1987 годов. Одновременно сохранен принцип выделения архитектурных элементов золотом, принятый в 1862 году, за исключением отдельных профилей и фонов, ныне скрытых под поздними отделочными слоями. Монументальная живопись датируется 1957-1960 годами, когда в процессе ремонтно-восстановительных работ в росписи были внесены значительные изменения. В дальнейшем живопись периодически поновлялась.

Предлагаемый проект предусматривает традиционное решение храмового пространства, введенное в 1862 году за счет точечного изменения отдельных элементов в живописных композициях, золочения архитектурных деталей и выполнения более насыщенной художественной отделки элементов ордерной системы.

Проектное решение было согласовано Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Выставка создавалась при поддержке Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС, Россия. В работе принимали участие члены ИКОМОС - Одинцов А.М., Крюкова О.А., Варакин М.Е., Афанасьева Т.А., Хейнонин Р.И.

Историческая справка: Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был построен во второй половине XVIII в. по проекту архитектора Ивана Старова. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и установка в нем раки с главной святыней монастыря - мощами святого князя Александра Невского - состоялось 12 сентября 1790 года.

Собор отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Интерьеры Троицкого собора обновлялись дважды в XIX и один раз в середине XX века.

В 1934 году собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. Собор был возвращен Церкви в 1956 г., с 1957 по 1997 год он действовал как приходской храм.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими иконы и святыни.

 

22 сентября, в день открытия выставки, экспозицию посетили делегаты III Отчетно-перевыборной конференции Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) от Санкт-Петербургского и Орловского отделений, и дали ей высокую оценку. Экскурсию провела архитектор Ольга Александровна Крюкова.

 

 

Решение Собрания Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.

Уважаемые коллеги!

Доводим до Вашего сведение Решение Совета Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС России от 25.07.2022 г по вопросу письма С. Б. Горбатенко отправленного на имя Президента Российской Федерации со ссылкой на мнение Совета от 14.07.2022г.

gorbatenko

Собрание Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.

Уважаемые коллеги!

Здравствуйте!

Прошу Вас ознакомиться с вопросами и принятыми решениями на проведенном собрании Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.

На Совете были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Выборы заместителей председателя и временно исполняющего обязанности председателя Санкт-Петербургского регионального отделения НК ИКОМОС России;
  2. Обсуждение письма Горбатенко С.Б. отправленного на имя Президента Российской Федерации со ссылкой на мнение Совета от 14.07.2022г.;
  3. Мнение Совета в отношении принятых оным от предыдущего созыва решений по вопросу строительства колокольни у Смольного монастыря и строительства новых объектов на Охтинском мысе;
  4. Отношение Совета к новым проектам высотного строительства возле Лахта центра (Лахта-2 и Лахта-3);
  5. Возможности приспособлении для современного использования кинотеатра «Москва»;
  6. Рассмотрение существующих предложений Субботина А.В. по изменению Устава НК ИКОМОС России и так же направлении этих предложений Президенту НК ИКОМОС России в целях их обсуждения на общем собрании Организации.

    Подробнее...

Ушел из жизни Борис Михайлович Кириков

Ушел из жизни Борис Михайлович Кириков

 

Kirikov

04.10.1948 – 09.08.2022

Борис Михайлович Кириков. Ученый, не допускавший в работе фальши и небрежности, глубокий исследователь истории архитектуры.

Ярчайший талант во многих областях, Борис Михайлович обладал блестящим, легким литературным стилем.

Автор свыше 500 публикаций, в том числе 40 книг (частично – в соавторстве), таких бестселлеров как «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», «Архитектура ленинградского авангарда», «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома», «Архитектура петербургского модерна. Общественные здания», «Дом компании «Зингер», «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века», «Невский проспект. Дом за домом», а также книг об архитектуре Новгорода, Углича, Кашина – Борис Михайлович открыл перед широким кругом читателей удивительный мир архитектуры. Ряд книг неоднократно переиздавался.

Под научным руководством заместителя председателя КГИОП Бориса Михайловича Кирикова в течение 1990-х годов происходит взрывной рост списка памятников. Отсутствие государственной охраны многих из них к тому времени уже воспринималось как недоразумение: Витебский вокзал, Елисеевский магазин, Пассаж, ДЛТ, Германское посольство, Апраксин двор и многие-многие другие. При непосредственном участии Бориса Михайловича был утвержден действующий по сей день наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в Санкт-Петербурге объектов культурного наследия.     

Борис Михайлович закончил исторический факультет ЛГУ (кафедра истории искусства) в 1971 году. В студенческие годы определился основной круг его интересов: архитектура Петербурга XIX – начала XX в.

С 1969 года работал в Государственном музее истории Ленинграда (ГМИЛ, ныне – ГМИ СПб), специализировался на изучении архитектуры периодов эклектики, модерна и неоклассицизма.

В 1974-1977 годах - аспирант архитектурного факультета ЛИСИ. Темой его исследования - «Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда начала XX века».

В 1980-1988 годах заведовал сектором архитектуры ГМИЛ, в 1991-1996 годах был заместителем директора музея по научной работе.
В 1988-1990 годах работал в Ленинградском филиале ВНИИТИАГ.

С 1991 по 1996 год являлся заместителем директора ГМИ СПб.

С 1996 по 2008 год занимал пост заместителя председателя КГИОП.
С 2009 года возглавлял Санкт-Петербургский филиал НИИТИАГ.

Был членом правления Санкт-Петербургского фонда культуры, председателем Российского отделения DOCOMOMO, членом президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, членом Национального комитета ИКОМОС, Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга и Градостроительного совета, Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, членом правления Санкт-Петербургского союза архитекторов и Всемирного клуба петербуржцев, членом Анциферовского комитета, Топонимической комиссии Санкт-Петербурга.

Борис Михайлович был членом Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС практически с момента его основания. С июня 2019 г. по июнь 2022 г. он был членом Совета Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС, РФ, июне 2022 г. решением общего отчетно-перевыборного собрания был избран членом Совета на новый срок.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный член Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат Анциферовской премии за общий вклад в современное петербурговедение.

          Все, кто знал Бориса Михайловича, всегда будут помнить его невероятное обаяние, жизнелюбие, деликатность и тонкое чувство юмора.

Санкт-Петербургское отделение НК ИКОМОС, РФ выражает глубочайшие соболезнования родным и коллегам Бориса Михайловича, а также всему архитектурному сообществу в связи с невосполнимой утратой.

Прощание с Кириковым Борисом Михайловичем состоится 12 августа 2022 г. на Большеохтинском кладбище.

Отпевание состоится 12 августа 2022 г. в 12 часов   в церкви Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище.

Некрополь расположен по адресу:

Санкт-Петербург,

проспект Металлистов, д. 5.

Additional information