Главная

О наследии для детей и не только

Сентябрь означает не только конец лета, но и начало нового учебного года. В нашем городе существует несколько образовательных проектов как для детей, так и для взрослых, на которых можно узнать, что такое памятники и как мы можем их сохранить. О нескольких таких программах рассказываем в нашем материале. 

Подробнее...

Концепция Building Back Better и эволюция подходов к восстановлению утраченных памятников

В последние годы отношение международного профессионального сообщества к понятию «реконструкция» как методу восстановления памятников, разрушенных в результате антропогенных или природных катастроф, претерпело существенные изменения. Принятая в 1964 году, Венецианская хартия признавала недопустимым любое воссоздание, допуская лишь минимальное вмешательство в объект культурного наследия. Однако на практике соблюдение столь жестких консервационных принципов оказалось неосуществимым, и спустя 60 лет ИКОМОС совместно с ИККРОМ опубликовали руководство по восстановлению памятников “GuidanceonPost-DisasterandPost-ConflictRecoveryandReconstruction”. В данной работе реконструкция понимается не просто как способ вернуть объекту утраченный облик, но и возможность сделать его лучше, согласно предлагаемой концепции «Buildingbackbetter» (дословно – «Перестроить, улучшив»), что свидетельствует о значительной эволюции, проделанной реставрационной наукой в данном вопросе.

Подробнее...

Новости и анонсы мероприятий на август 2024

Международный комитет ИКОМОС начал прием заявок на позиции координаторов двух рабочих групп (по устойчивому развитию и изменению климата). На сентябрь-октябрь запланировано несколько международных и российских конференций, посвященных различным аспектам сохранения культурного наследия. В память о выдающемся петербургском исследователе, Б.М. Кирикове вышел в свет сборник воспоминаний, статей и фотографий. Более подробно о предстоящих мероприятиях

Подробнее...

Итоги 46-й сессии Комитета по Всемирному наследию

31 июля завершилась 46-я сессия Комитета по Всемирному наследия, проходившая в этом году в Нью-Дели, Индия. По результатам рассмотрения в Список Всемирного наследия был включен «Культурный ландшафт Кенозерья». 

Подробнее...

Новая платформа, посвященная традиционным знаниям и народной культуре

Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM) совместно с Управлением ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (UNDRR) запустили онлайн-платформу по систематизации традиционных знаний и практик коренных народов по защите памятников от антропогенных и природных катастроф.

Подробнее...

Новая публикация Института реставрации Гетти по использованию цифровых технологий

Институт реставрации Гетти опубликовал на своем сайте исследование, посвященное использованию цифровых технологий как методу систематизации информации об объектах культурного наследия: “Inventories and Surveys for Heritage Management: Lessons for the Digital Age”.

Подробнее...

продолжается наполнение сайта

Продолжается наполнение сайта материалами.

Исторический центр Одессы

«Исторический центр Одессы» включён в Список всемирного наследия

Комитет всемирного наследия на своей внеочередной 18-й сессии 25 января 2023 года принял решение о включении в Список всемирного наследия в порядке чрезвычайной ситуации «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», признав выдающуюся универсальную ценность объекта.

В процессе рассмотрения представленных номинационных документов Комитет всемирного наследия постановил изменить название объекта, а именно изложить: «Исторический центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”). Комитет внёс некоторые изменения в изложение выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия и также были даны рекомендации к представленным украинской стороной документам.

Краткое изложение заявления выдающейся универсальной ценности, подготовленное Министерством культуры и информационной политики Украины в номинационном досье объекта «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», опубликовано на сайте ЮНЕСКО (https://whc.unesco.org/en/list/1703/documents/). Так в частности:

«Номинированная территория площадью 237,5 га включает в себя сохранившуюся прибрежную зону и городские кварталы бывшего Порто-Франко в городе Одессе. Исторический центр портового города Одессы на Украине представляет собой архитектурный ансамбль, являющийся уникальным образцом вновь основанного города, построенного в конце 18 века на северо-западном берегу Черного моря. Он был задуман как торговые ворота, и это было движущей силой его развития как одного из важнейших торговых портов мира в период с конца 18 в. и первой половины 19 века.

Номинируемый объект развивался однородно, в соответствии с планом, который идеально перекликается с концепцией позднего Возрождения «идеального города» и представляет собой уникальное явление в европейской культуре и истории градостроительства, в которой за иностранными архитекторами было первое и последнее слово в официальном градостроительстве.

Исторический центр Одессы имеет множество хорошо сохранившихся исторических зданий, спроектированных известными архитекторами и инженерами, и составляет целостный исторический ансамбль. Такое городское явление также демонстрирует редкий тип исторического развития многонационального классицистического поселения, где разные культурные традиции болгар, греков, армян, евреев, итальянцев, молдаван, поляков, русских, румын, татар и украинцев слились в одну социальную и культурную среду.»

Безусловно, нельзя отрицать уникальность и красоту города Одессы, и ее славное историческое прошлое, а также необходимость сохранения самобытности города. Однако, ознакомившись с номинационным досье, представленным украинской стороной, мы видим, что в начале нас погружают в историю создания и развития города-порта, останавливаясь на объектах и процессах их возникновения, которые, по мнению авторов досье, и формируют Исторический центр Одессы.

Между строк отчётливо прослеживается, как филигранно упускается факт основания города и утверждения его первого генерального плана императрицей Екатериной II, разработанного в системе Российского законодательства в рамках градостроительного урегулирования городов Российской империи. Проигнорирована причастность к развитию города сподвижников Екатерины II, таких как князь Григорий Потёмкин, генералиссимус Александр Суворов, один из генерал-губернаторов граф Платон Зубов, а также многих других выдающихся исторических личностей - военных и гражданских деятелей России, повлиявших как на архитектурно-градостроительный облик города, так и на его значимость.

По итогам работы с документами, а именно: номинационным досье, представленным в экстренном порядке (WHC-23/18EXT.COM/5 (Украина) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-5-en.pdf), отчётом ИКОМОС (Франция) по данному досье для Комитета всемирного наследия (WHC-23/18EXT.COM/INF.5 (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5-en.pdf) и письмом о фактических ошибках, полученных от государств-участников в соответствии с п. 150 Оперативного руководства (WHC-23/18EXT.COM/INF.5.2) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5.2-en.pdf), Комитет всемирного наследия вынес итоговое решение о принятии заявления о выдающейся универсальной ценности объекта с изменением его наименования: «Исторической центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”, Ukraine) (Decision 18 EXT COM 5.2) (https://whc.unesco.org/en/decisions/8048) и рекомендовал государству-участнику в кратчайшие сроки доработать материалы номинационного досье в соответствии с выданными замечаниями.

Эксперты ИКОМОС Франции в своём отчёте учли исторические реалии и объективные факты. Предложенная украинской стороной трактовка критериев выдающейся универсальной ценности не нашла их поддержки. Были предложены другие формулировки и предприняты значительные усилия по корректировке номинационной стратегии и приведению её в соответствие с требованиями Конвенции и Руководства и объективными историческими и научными фактами.

Однако стоит отметить и печальный факт, что ни в одном из представленных документов, ни в итоговом решении Комитета всемирного наследия не освещена древняя история Одессы, её археологическое наследие, связанное с античностью и турецким периодом.

Российская Федерация, рассмотрев материалы по вопросу номинирования в Список всемирного наследия объекта «Исторический центр портового города Одессы» (Украина), направила правки на решение Комитета всемирного наследия (Amended draft decision 18EXTCOM 5.2; https://whc.unesco.org/en/documents/197906/), в числе которых утверждается необходимость возврата на доработку номинационного досье и его повторного представления в соответствии с обычными процедурами номинации объектов всемирного наследия.

Безусловно, приветствуя факт включения исторического наследия города Одесса в список объектов всемирного наследия, остаётся крайне важным внесение правок в документы, опубликованные на сайте ЮНЕСКО с тем, чтобы, пытаясь спасти объект от одних угроз, не привести к утрате его целостности и подлинности в угоду сиюминутным политическим интересам.

Пункт 4 Нарского документа о подлинности гласит: «В мире, который все более подвергается натиску глобализации и стандартизации, в котором поиск культурной принадлежности зачастую принимает формы воинствующего национализма и подавления культуры меньшинства, важнейший вклад в изучение подлинности в практике сохранения состоит в разъяснении сути коллективной памяти человечества и освещении всех её граней».

Приложение:

1.Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.

 

 


Приложение

Кандидат архитектуры З.В. Юркова

Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.

Одесса, в своё время столица Новороссии, построена на берегу черноморского залива рядом с татарским укреплением Гаджибей, и первоначально город носил это имя. Но позднее он был назван в честь греческого города Одесосс. К началу ХIХ века она стала третьим по величине городом России, после Петербурга и Москвы.

С Одессой связан целый ряд выдающихся личностей.

Светлейший князь Г. А. Потемкин, генерал-губернатор Новороссии (1774-1783), проводник идей Екатерины II. Это он выбирал места для новых городов, строил черноморский флот, устраивал прибывающее в Новороссию население, подбирал архитекторов и даже определял архитектурный облик этих городов, как например, Херсона, который он посвятил Екатерине и где он был с почестями похоронен.

Неаполитанский иммигрант Де Рибас, принятый на русскую службу, настоял на том, чтобы строительство военного порта и купеческой пристани началось именно у Гаджибейского залива возле впадающих в Черное море двух рек Южного Буга и Днепра. Под его руководством велось строительство города. он стал его первым градоначальником (1794-1797). В честь Де Рибаса названа главная улица города.Герцог А.-Э. Ришелье, следующий губернатор Одессы (1803-1814), бежавший в Россию от французской революции, сумел превратить город в центр Новороссийского генерал-губернаторства и освободил ее от налогов, сделав торговлю беспошлинной (порто-франко), что способствовало процветанию города. На площади, носящей имя дюка Ришелье перед гигантской Потемкинской лестницей, ведущей к морю, поставлен памятник герцогу.[1]

Граф А. Ланжерон на посту губернатора (1816-1820) сыграл огромную роль в благоустройстве и озеленении не только Одессы, но и всего Новороссийского края. Его имя носит один из приморских пляжей.

Граф М. С. Воронцов, генерал-губернатор Новороссийско-Бессарабского края (1823-1874), внес значительный вклад в хозяйственное развитие края, способствовал строительству Одессы и других городов. При нем Одесса достигла небывалого расширения своего торгового значения и увеличения благосостояния. При нем построена знаменитая Потемкинская лестница (1837-1841, арх. Ф. К. Боффо). Во время губернаторства графа Воронцова в Кишинёве, а затем на его глазах в Одессе находился в ссылке (1820 - 1824) Александр Сергеевич Пушкин. На приморском бульваре установлен памятник поэту на деньги, собранные жителями Одессы. Маяк на морском берегу носит название Воронцовский.

В 1887 году в Одессе был выстроен новый Оперный театр по проекту архитекторов австрийца Ф. Фельнера и немца Г. Гельмера, выполненный в стилистике венского барокко. Театр стал визиткой города.

В 1900 году в Одессе был установлен памятник основателям города – императрице Екатерине II и ее сподвижникам – князю Г. А. Потемкину, вице-адмиралу Х. де Рибасу, инженер-генералу Ф. де Волан, Таврическому генерал-губернатору графу, светлейшему князю П. А. Зубову. К сожалению, монумент был демонтирован в конце 2022 года.

В 1763 году Екатерина подписала указ «О сделании всем городам строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Она же утверждала и все планы городов, а также архитектурные проекты казенных и общественных, культовых зданий. Города Новороссии закладывались также по указам российской императрицы и подчинялись тем же градостроительным установлениям и Городовому положению, утвержденному императрице. Над этими планами работала вновь созданная Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы централизованный штат казенных архитекторов, к которой подключались городские архитекторы[2]

27 мая 1794 года Екатерина II утвердила первый генеральный план города Гаджибея (города Одессы).

Если ознакомиться с планами российских городов, созданными в соответствии с екатерининским указом, то можно убедиться в том, что все в их основу положена та или иная модификация прямоугольной сетки улиц. Считается, что она создана греческим архитектором Гипподамом Милетским, который жил в 5 веке до н. э. Система применялась при строительстве греческих городов, ее повсеместно использовали римляне, в том числе для разбивки военных лагерей – фаланстеров. Их взаимно перпендикулярные улицы – cardo и decumanus – были направлены по сторонам света: первая с севера на юг и с запада на восток, что помогало ориентироваться как на местности, так и во времени. Современные археологические раскопки на территории Турции, бывшей Югославии и Крыма позволяют увидеть разрушенные римские города с развитой городской инфраструктурой – административным и духовным центрами, зрелищными и сооружениями и учреждениями культуры и образования – гимнасии, библиотеки, общественными зданиями и сооружениями – театры, форумы, термы. Такой набор был обязателен для каждого древнеримского города. Как известно Римская империя в европейской части пала под натиском варваров, а на Ближнем Востоке и на юге Европы ее сломили османы.

Могла ли такая планировка попасть в Россию из Европы? Мало вероятно. Европейская цивилизация, покорившая Римскую империю, не сумела осмыслить феномен греко-римской культуры и принять античное наследие, и практически полностью уничтожила ее, застроив свои территории средневековыми городами, напоминающими скорее гнездовья птичьих колоний. Османское завоевание восточной части империи – Византии привело к тем же утратам, хотя археологические раскопки в этой части мира показывают куда более существенный результат, чем на территории Западной Европы.

Можно ли было в России изобрести такую систему? Еще менее вероятно. В России не было своей градостроительной школы, поскольку она в ней просто не нуждалась. Американский специалист по градостроительству К. Линч определил город как систему ориентиров. В русских городах низкая разреженная застройка, перемежающаяся садами, давала возможность увидеть большую часть города с возвышающимися церковными зданиями, колокольнями, в которой человеку всегда было понятно, где он находится.[3] При этом направление улиц не имело никакого значения.[4] Вероятно, поэтому превращение спонтанно сложившей живописной уличной сети в прямоугольную прошло почти безболезненно, то есть без существенных утрат.

Ответ на вопрос культурно-исторической принадлежности Одессы может дать «греческий» проект Екатерины II, которая не только смогла присоединить и освоить северное Причерноморье, но и намеревалась возродить православную империю – Византию. Она дала классическое образование своим преемникам – внукам, которые получили греческие имена, Александру и Константину. Она создавала для них обстановку в «греческом духе» (Александрова дача с храмом Цереры, храмом Флоры и Помоны). Для них она выписала из Италии макеты древних античных зданий и сооружений. В соответствии с ее планами Александр должен был занять царский престол в России. Константину же в управление должен был перейти Константинополь. Именно Екатерина II ввела в моду классицизм в России. Нет сомнения, что она сама изучала архитектуру Греции и, соответственно, знакомилась с планировкой городов, а вместе с этим архитектурное наследие древней античности изучали и русские архитекторы. Новороссийским городам давались греческие имена – Севастополь, Симферополь, Херсон, Евпатория и другие. Таким образом, новостроящийся город Одесса, столица Новороссии, создавалась, как все российские города этого периода с использованием утверждённых Екатериной II планов с прямоугольной сеткой улиц.

К классическим формам в архитектуре и искусстве Европа обратилась только в ХV веке. Носителями античной культуры там стали беженцы из павшей под натиском османов Византии, хранившей как традиции, так и материальные предметы античной культуры. При этом надо отметить, что архитектура, по понятным причинам, в наименьшей степени позволяла внедрение новаций и широкомасштабного нового строительства. Поэтому, строго говоря, новопостроенную Одессу скорее следует олицетворять с греко-римской культурой (чего нельзя сказать о перепланированных русских городах!).

Исследователями признается, что города Новороссии в основном построены иностранными архитекторами, инженерами и строителями. Объясняется это просто – в отличие от иностранцев, русским переселенцам не выдавались подъёмные для переезда и для устройства на новом месте, и не предоставлялись льготы для ведения дел. Выплачивать пособие начали только после 1812 года. Кроме того, мужское население страны участвовало в войнах.

Московский исследователь М. Б. Михайлова в статье «Особенности ампира в градостроительстве Новороссии» приводит более 30 имён иностранных архитекторов, инженеров и строителей преимущественно итальянского происхождения, которые принимали участие в строительстве не только Одессы, но и других новороссийских городов. Далее перечислены имена тридцати семи российских архитекторов, которые подтверждены документально, а также двадцать два имени русских военных и флотских инженеров. Все они служили архитекторами в разное время и в разных новороссийских городах.[5] Из украинских фамилий в списках встречается только одна. Не исключено появление в Одессе в более позднее время архитекторов и с украинскими именами.

В целом же, конечно, можно только приветствовать интерес и внимание международной организации ЮНЕСКО к этому историческому городу, сыгравшему значительную роль в культурной и экономической жизни России.

 


[1]«Сие место дано от Бога России золотым источником. 27 мая 2014» https://www.gazeta.ru/science/2014/05/27_a_6049501.shtml?updated

[2]Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм М, Издательство «Архитектура-С». 2004. С. 139

[3]Юркова З.В. Архитектор А. Модюи: идеальная столица. Петербург императора Александра I. СПб, «Кригга». 2019. С. 394-401

[4]Алферова Г. В. Русские города ХVIVII веков. М, Строииздат. 1989. С.169-185

[5] Михайлова М. Б. Особенности ампира в градостроительстве Новороссии. С. 104

 

III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия.

23 сентября 2022 г.в Москве, в павильоне Космос на ВДНХ состоялась III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия. В ходе конференции были заслушаны годовые отчеты региональных отделений, был избран новый Совет НК ИКОМОС, РФ и почетные члены Совета.

1 photo 2022-09-27 13-08-32

2 конференция -5838 res

3 конференция -4832 res

4 конференция -4789 1

5 конференция -4978 1

6 конференция -4940 1

7 конференция -5166 1

8 конференция -5189 1

9 конференция -5259 1

 

Выставка «Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»

Уважаемые коллеги! 

Информируем Вас об открытии выставки

«Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»

 

Выставка будет проходить в выставочном зале Московского архитектурного института (Москва, ул. Рождественка, дом 11/4, корпус 1) с 22 сентября по 10 октября 2022 года. Экспозиция посвящена предстоящей долговременной реставрации главного храма старейшего монастыря Санкт-Петербурга.

На выставке будут наглядно представлены исторические сведения о том, как Троицкий собор выглядел в разные временные периоды, материалы натурных исследований и подробные данные о предполагаемых реставрационных мероприятиях.

В 2021 году проведен комплекс научно-исследовательских работ по живописному оформлению, архитектурному и скульптурному убранству Свято-Троицкого собора, по результатам которого разработан проект реставрации интерьеров храма.

В настоящее время интерьер представляет собой смешение элементов отделки, как относящихся к разным периодам его оформления, так и исторически никогда не существовавших.

В соборе поддерживается цветовое решение с окраской стен в желтый цвет и выделением архитектурных элементов белым, которое было принято при работах 1982–1987 годов. Одновременно сохранен принцип выделения архитектурных элементов золотом, принятый в 1862 году, за исключением отдельных профилей и фонов, ныне скрытых под поздними отделочными слоями. Монументальная живопись датируется 1957-1960 годами, когда в процессе ремонтно-восстановительных работ в росписи были внесены значительные изменения. В дальнейшем живопись периодически поновлялась.

Предлагаемый проект предусматривает традиционное решение храмового пространства, введенное в 1862 году за счет точечного изменения отдельных элементов в живописных композициях, золочения архитектурных деталей и выполнения более насыщенной художественной отделки элементов ордерной системы.

Проектное решение было согласовано Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Выставка создавалась при поддержке Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС, Россия. В работе принимали участие члены ИКОМОС - Одинцов А.М., Крюкова О.А., Варакин М.Е., Афанасьева Т.А., Хейнонин Р.И.

Историческая справка: Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был построен во второй половине XVIII в. по проекту архитектора Ивана Старова. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и установка в нем раки с главной святыней монастыря - мощами святого князя Александра Невского - состоялось 12 сентября 1790 года.

Собор отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Интерьеры Троицкого собора обновлялись дважды в XIX и один раз в середине XX века.

В 1934 году собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. Собор был возвращен Церкви в 1956 г., с 1957 по 1997 год он действовал как приходской храм.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими иконы и святыни.

 

22 сентября, в день открытия выставки, экспозицию посетили делегаты III Отчетно-перевыборной конференции Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) от Санкт-Петербургского и Орловского отделений, и дали ей высокую оценку. Экскурсию провела архитектор Ольга Александровна Крюкова.

 

 

Additional information