Концепция устойчивого развития и ее связь с культурным наследием

В последние годы в международном профессиональном сообществе все чаще звучит идея о необходимости включения наследия в концепцию устойчивого развития. С 2011 года ИКОМОС ведет активную работу в данном направлении. После утверждения в 2015 году 17 целей для «достижения лучшего будущего для всех», большинство экспертов заявили о недостаточном раскрытии темы культуры и наследия в итоговом документе. В ходе подготовки обновленной версии, в которой принимает участие Рабочая группа ИКОМОС (ICOMOS Sustainable Development Working Group), данным сферам планируется уделить большее внимание. В ходе многолетних исследований международным экспертам удалось собрать и обобщить примеры положительного влияния реставрационных работ на различные аспекты социальной, экономической и экологической ситуации, что позволило им признать наследие одним из катализаторов устойчивого развития. В настоящей статье мы рассмотрим несколько примеров подобных исследований, которые особенно актуальны с учетом малой изученности данной проблемы в отечественной литературе.

 

Концепция «устойчивого развития» зародилась в 1970-1980-е как попытка разрешения конфликта между стремительно ухудшающейся экологической обстановкой, ростом населения и постоянно увеличивающейся добычей полезных ископаемых в условиях индустриализации. Ее основная идея заключалась в необходимости поиска баланса, который бы обеспечил «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности»[1]. В дальнейшем, после всестороннего изучения данной проблемы были сформулированы четыре основных принципа устойчивого развития:

1. Принцип ограниченности: ресурсы, в самом широком смысле слова, включая материальные и нематериальные ресурсы, которыми мы располагаем, конечны. Принимая решение об их использовании сегодня, мы должны учитывать, какое влияние это окажет не только на текущую ситуацию, но и на будущие поколения.

2. Принцип принятия перемен: мир, в котором мы живем, стремительно меняется, мы не можем остановить этот процесс, но должны научиться им управлять.

3. Принцип взаимосвязанности: социальная, экономическая и экологическая сферы настолько тесно переплетены, что при решении любой проблемы мы должны искать комплексный подход и учитывать влияние наших действий на все аспекты современности.

В начале 2000-х годов концепцию устойчивого наследия стали применять в области сохранения наследия. Подобный подход подразумевал, помимо соблюдения всех вышеперечисленных принципов, отношение к памятникам как ресурсам социально-экономического и/или экологического развития, что, в свою очередь, влекло за собой необходимость учитывать при проведении работ их влияние на данные сферы. За последние годы был накоплен обширный фактический материал, свидетельствующий об успешности данного метода. Однако в 2015 году культура и наследия не были включены в 17 целей устойчивого развития, утвержденных на Генеральной ассамблее ООН. Это подтолкнуло ИКОМОС и независимых экспертов проанализировать роль памятников и реставрационных работ в улучшении социально-экономической и экологической ситуации, чтобы обосновать необходимость их признания катализатором или драйвером устойчивого развития на международном уровне.

В 2015 году вышла в свет работа «Культура в, для и как устойчивое развитие», которая стала результатом международного исследовательского проекта (“CultureIn, ForandAsSustainableDevelopment”). Особенностью данной работы является особое внимание к теоретическим аспектам проблемы, что позволило наиболее полно проанализировать основные понятия и выявить их различные коннотации.

В марте 2021 года ИКОМОС опубликовал исследование «Наследие и цели устойчивого развития», подготовленное коллективом автором под руководством Софии Лабади (“HeritageAndSustainableDevelopmentGoals: PolicyGuidanceForHeritageAndDevelopmentActors”). В данной работе собраны конкретные примеры, как сохранение наследия способствовало достижению 17 целей устойчивого развития. В частности, как удалось снизить уровень бедности на примере масштабной реконструкции Медины в городе Фес, Марокко (Цель 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах); или как за счет изучения традиционной ирригационной системы в Мехризе, Иран, получилось улучшить существующую систему водоснабжения (Цель 6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех). В более широком историческом и теоретическом контексте вопрос о месте культурного наследия в концепции устойчивого развития рассмотрен в монографии Софии Лабади 2022 года «Переосмысливая наследия для устойчивого развития» (“RethinkingHeritageForSustainableDevelopment”).

Более подробно с данными материалами можно ознакомиться:

Culture In, For and As Sustainable Development: Conclusions From the COST Action IS1007 Investigating Cultural Sustainability. – 2015. URL: https://jyx.jyu.fi/bitstream/handle/123456789/50452/1/978-951-39-6177-0.pdf

Heritage And Sustainable Development Goals: Policy Guidance For Heritage And Development Actors. – ICOMOS, March 2021. - URL: https://openarchive.icomos.org/id/eprint/2453/13/ICOMOS_SDGPG_2022%20-%20FINAL3.pdf

Labadi Sophia. Rethinking Heritage For Sustainable Development. – London, 2022. – URL: https://built-heritage.springeropen.com/articles/10.1186/s43238-024-00156-x

 


[1] Our Common Future: Report of the World Comission on Environment and Development. – UN, 1987. – C. 15. – [Электронныйресурс]. – URL: https://www.alor.org/Storage/Library/PDF/Our_Common_Future_Brundtland_Report1987.pdf (датаобращения: 15.11.2024)

Additional information