Главная
Анонс 02.06.23
Прием кандидатов в Правление ИКОМОС
Продолжается прием кандидатов в Правление Международного ИКОМОС на должности президента, генерального секретаря, казначея и пяти вице-президентов на ближайшие три года (2023-2026). Номинационные досье принимаются до 25 июня. Выборы состоятся путем тайного голосования во время Генеральной ассамблеи в Сиднее. Со списком текущих кандидатов можно ознакомиться на сайте: https://www.icomos.org/en/about-icomos/governance/general-information-about-the-general-assembly/21st-general-assembly/123421-ga2023-list-of-candidates-to-the-board-of-icomos
Конференции и фестивали
С 8 по 10 июня в Самаре состоится VI Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие», в рамках которого пройдет Всероссийская конференция с международным участием «Культурное наследие как основной фактор социально-экономического развития исторических территорий». В этом году российские и международные эксперты обсудят влияние культурного наследия на формирование городской среды, его потенциал в системе социально-экономического развития, а также уникальный опыт регионов. https://archnasledie.ru/programma-festivalya/
28 июня в рамках празднования Дня реставратора Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП), Союз реставраторов Санкт-Петербурга проведет ежегодную конференцию «Актуальные вопросы сохранения и популяризации культурного наследия». В этом году конференция посвящена теме «Преемственность как фактор развития реставрационной отрасли», которая будет рассматриваться во множестве аспектов, в числе которых задачи сохранения трудовых коллективов, развитие системы наставничества, взаимосвязь реставрационных организаций и профессиональных учебных заведений и многие другие. Подробнее о месте и времени проведения конференции будет объявлено на сайте КГИОП. https://kgiop.gov.spb.ru/
6-7 июля 2023 года в Пскове пройдет III
Межрегиональный форум «Объекты всемирного наследия: достижения и опыт регионов».
В качестве основных тем для обсуждения заявлены:
- Сохранение объектов всемирного наследия на национальном уровне
- Аспекты развития внутреннего туризма в современных условиях
- Традиционные ценности как основа образовательных процессов
- Продвижение памятников истории и культуры в информационном пространстве
Помимо этого, в рамках форума будет организован круглый стол «Природно-культурные ландшафты объектов культурного наследия». Для участия в форуме необходимо заполнить анкету до 16 июня. III Межрегиональный форум «Объекты Всемирного наследия: достижения и опыт регионов» (pskov.ru)
Лекции
15 июня 2023 состоится вебинар по теме восстановления разрушенных памятников: «Post-event Damage and Risk Assessment– Why and How?», организованный ИККРОМ. В лекции примут участие представители различных организаций по охране памятников, гуманитарной помощи и борьбе с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями, которые поделятся своим практическим опытом. Эксперты обсудят важность оценки ущерба и рисков, который является первым шагом по обеспечению сохранности памятников, находящихся под угрозой, а также по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Лекция будет доступна на сайте ИККРОМ и на YouTube: https://www.iccrom.org/events/post-event-damage-and-risk-assessment-–-why-and-how
Публикации
На сайте ИКОМОС опубликовано исследование, посвященное роли культуры и наследия
в борьбе с изменением климата: «Global Research and Action Agendaon Culture, Heritage and Climate Change». Данная работа подготовлена по результатам Международного совещания, состоявшегося в декабре 2021 года, а также включает описание 13 успешных программ, реализованных в сфере реставрации в Новой Зеландии, Непале, Ирландии и других странах, оказавших положительное влияние на экологию. Исследование доступно для скачивания на английском и французском языках: https://www.icomos.org/en/focus/climate-change/122830-the-graa-is-released-in-english-and-french
ICCROM опубликовал исследование: «Heritage Management Practices: Voices from the Field». Наряду с теоретическим проблемами, в работе рассматриваются практические вопросы управления объектами культурного наследия на основе анализа примеров со всего мира. Книга доступна для скачивания на английском языке: https://www.iccrom.org/publication/heritage-management-practices-voices-field
В издательстве «Коло» вышло дополненное и расширенное переиздание монографии М.С. Штиглиц
«Промышленная архитектура Петербурга». В работе представлен наиболее полный разбор памятников индустриального наследия в городе на Неве, которые в последние годы благодаря своему культурному, экономическому и градостроительному потенциалу получили широкое признание. https://kolohouse.com/index.php?route=product/product&product_id=732&search=штиглиц
В Эрмитаже представили проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры
11 апреля 2023 года в Эрмитажном театре в рамках объединённого расширенного заседания учёных советов Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН), Государственного Эрмитажа и Московского архитектурного института (МАРХИ) состоялось представление проекта реставрации Триумфальной арки Пальмиры, разрушенной террористами в 2015 году.
В начале заседания было зачитано приветствие губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова: «Сегодня это самый знаковый проект по восстановлению памятников античного мира. Он поддержан международной общественностью и готов к практическому воплощению. Уникальная арка, которая на протяжении тысячелетий хранит память человечества, будет возрождена нашими археологами, реставраторами, архитекторами. Желаю всем, кто своим трудом, знаниями, деятельным участием укрепляет престиж российской науки дальнейших успехов в реализации этого масштабного проекта!».
Открывая заседание, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Сегодня у нас историческое событие. Прежде всего, впервые в истории мы проводим совместное открытое заседание трёх учёных советов – Института истории материальной культуры, Государственного Эрмитажа и Московского архитектурного института. Мы подводим промежуточный итог работы по сохранению памятников Пальмиры. Это действительно громадная работа, которая ведётся на протяжении последних лет нашими археологами, в первую очередь Института истории материальной культуры и Эрмитажа. Процесс сопровождается невероятными идеями и новейшими технологиями. Арка была реконструирована французами в 1930-х годах. Теперь мы видим, что было сделано тогда и что важно сделать сейчас».
Михаил Пиотровский отметил, что Петербург является наследником архитектурных традиций Пальмиры, подчеркнув активное участие в проекте видных петербургских архитекторов. Очень важен и ленинградский опыт послевоенного восстановления памятников архитектуры.
Проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры представила руководитель проекта, директор Центра спасательной археологии и заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьёва. «Реставрация Триумфальной арки Пальмиры на сегодняшний день один из самых амбициозных международных проектов по реставрации античных памятников. Конечно, его качественное выполнение усилиями России и Сирии останется в истории и повысит престиж и российской науки, и российской школы реставрации» – подчеркнула Наталья Соловьёва.
Она рассказала о масштабной подготовительной работе, предшествовавшей разработке проекта реставрации Арки. Одним из самых важных этапов стало создание цифровой 3D-модели современного состояния всей территории Пальмиры и геоинформационной системы «Palmyra GIS» (проект «Пальмира во времени и пространстве»), которые не только фиксируют все разрушения, но и становятся инструментом для виртуального моделирования процессов реставрации. Появление не имеющей аналогов в мире трёхмерной модели древней Пальмиры стало возможным благодаря двум экспедициям в Пальмиру археологов и военных топографов (2016, 2019); скрупулёзная фотофиксация архитектурных фрагментов, в том числе и с использованием беспилотных систем.
В течение 2022 года сотрудники Центра спасательной археологии ИИМК РАН, под руководством Натальи Соловьёвой, завершили все мероприятия по посттравматическому реагированию и провели полномасштабные археологические раскопки территории Арки. Работы включали: 1) фотофиксацию текущего состояния Арки (до разбора завала); 2) создание высокоточной детальной 3D-модели состояния Арки до разбора завала; 3) исследование исторического природного камня в устоявших и рухнувших элементах арки, а также материалов, использованных при реставрации в 30-х годах XX века; 4) разбор завала, образованного в результате взрыва (рухнувшие блоки пронумерованы и внесены в описи); 5) закладку архитектурно-археологических шурфов; 6) подготовку фотографической и архитектурной документации; 7) архитектурные обмеры; 8) обследование технического состояния конструкций Арки. Работы велись совместными усилиями российских и сирийских специалистов под эгидой Русского географического общества (РГО) при поддержке Министерства обороны РФ в полном соответствии с реставрационными протоколами ЮНЕСКО и законодательством Сирийской Арабской Республики.
Научно-практическое руководство проектом реставрации Арки Пальмиры осуществляет Центр спасательной археологии ИИМК РАН. В составе рабочей группы: специалисты Института; сотрудники Государственного Эрмитажа, Архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, Архитектурной мастерской Максима Атаянца; учёные Санкт-Петербургского государственного университета; члены Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)», Союза реставраторов Санкт-Петербурга и представители петербургских компаний «АЖИО», «ЛСУ», «Бастион».
На заседании учёных советов прозвучали доклады участников проекта. Егор Блохин и Борис Атаянц рассказали об использовании цифровых технологий в проекте. Максим Атаянц рассказал о трёхмерной реконструкции первоначального облика Триумфальной арки. Архитектурные проектные решения представили Никита Явейн и Илья Сабанцев. Алексей Михайлов в своём докладе дал оценку воздействия планируемых реставрационных работ на памятник.
Проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры был одобрен учёными советами ИИМК РАН Эрмитажа и МАРХИ. В мае 2023 года проект будет вынесен на обсуждение международных экспертов в Дамаске, а затем направлен в ЮНЕСКО. Начать реставрационные работы планируется в августе–сентябре 2023 года, после финального согласования в ЮНЕСКО. По предварительным оценкам реставрация Триумфальной арки может продлиться около трёх лет. Разработанная специалистами уникальная методология реставрации древнего памятника откроет новые возможности для восстановления и реставрации других объектов мирового культурного наследия.
Исторический центр Одессы
«Исторический центр Одессы» включён в Список всемирного наследия
Комитет всемирного наследия на своей внеочередной 18-й сессии 25 января 2023 года принял решение о включении в Список всемирного наследия в порядке чрезвычайной ситуации «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», признав выдающуюся универсальную ценность объекта.
В процессе рассмотрения представленных номинационных документов Комитет всемирного наследия постановил изменить название объекта, а именно изложить: «Исторический центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”). Комитет внёс некоторые изменения в изложение выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия и также были даны рекомендации к представленным украинской стороной документам.
Краткое изложение заявления выдающейся универсальной ценности, подготовленное Министерством культуры и информационной политики Украины в номинационном досье объекта «Исторический центр города-порта Одесса, Украина», опубликовано на сайте ЮНЕСКО (https://whc.unesco.org/en/list/1703/documents/). Так в частности:
«Номинированная территория площадью 237,5 га включает в себя сохранившуюся прибрежную зону и городские кварталы бывшего Порто-Франко в городе Одессе. Исторический центр портового города Одессы на Украине представляет собой архитектурный ансамбль, являющийся уникальным образцом вновь основанного города, построенного в конце 18 века на северо-западном берегу Черного моря. Он был задуман как торговые ворота, и это было движущей силой его развития как одного из важнейших торговых портов мира в период с конца 18 в. и первой половины 19 века.
Номинируемый объект развивался однородно, в соответствии с планом, который идеально перекликается с концепцией позднего Возрождения «идеального города» и представляет собой уникальное явление в европейской культуре и истории градостроительства, в которой за иностранными архитекторами было первое и последнее слово в официальном градостроительстве.
Исторический центр Одессы имеет множество хорошо сохранившихся исторических зданий, спроектированных известными архитекторами и инженерами, и составляет целостный исторический ансамбль. Такое городское явление также демонстрирует редкий тип исторического развития многонационального классицистического поселения, где разные культурные традиции болгар, греков, армян, евреев, итальянцев, молдаван, поляков, русских, румын, татар и украинцев слились в одну социальную и культурную среду.»
Безусловно, нельзя отрицать уникальность и красоту города Одессы, и ее славное историческое прошлое, а также необходимость сохранения самобытности города. Однако, ознакомившись с номинационным досье, представленным украинской стороной, мы видим, что в начале нас погружают в историю создания и развития города-порта, останавливаясь на объектах и процессах их возникновения, которые, по мнению авторов досье, и формируют Исторический центр Одессы.
Между строк отчётливо прослеживается, как филигранно упускается факт основания города и утверждения его первого генерального плана императрицей Екатериной II, разработанного в системе Российского законодательства в рамках градостроительного урегулирования городов Российской империи. Проигнорирована причастность к развитию города сподвижников Екатерины II, таких как князь Григорий Потёмкин, генералиссимус Александр Суворов, один из генерал-губернаторов граф Платон Зубов, а также многих других выдающихся исторических личностей - военных и гражданских деятелей России, повлиявших как на архитектурно-градостроительный облик города, так и на его значимость.
По итогам работы с документами, а именно: номинационным досье, представленным в экстренном порядке (WHC-23/18EXT.COM/5 (Украина) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-5-en.pdf), отчётом ИКОМОС (Франция) по данному досье для Комитета всемирного наследия (WHC-23/18EXT.COM/INF.5 (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5-en.pdf) и письмом о фактических ошибках, полученных от государств-участников в соответствии с п. 150 Оперативного руководства (WHC-23/18EXT.COM/INF.5.2) (https://whc.unesco.org/archive/2023/whc23-18extcom-INF.5.2-en.pdf), Комитет всемирного наследия вынес итоговое решение о принятии заявления о выдающейся универсальной ценности объекта с изменением его наименования: «Исторической центр Одессы» (“The Historic Centre of Odesa”, Ukraine) (Decision 18 EXT COM 5.2) (https://whc.unesco.org/en/decisions/8048) и рекомендовал государству-участнику в кратчайшие сроки доработать материалы номинационного досье в соответствии с выданными замечаниями.
Эксперты ИКОМОС Франции в своём отчёте учли исторические реалии и объективные факты. Предложенная украинской стороной трактовка критериев выдающейся универсальной ценности не нашла их поддержки. Были предложены другие формулировки и предприняты значительные усилия по корректировке номинационной стратегии и приведению её в соответствие с требованиями Конвенции и Руководства и объективными историческими и научными фактами.
Однако стоит отметить и печальный факт, что ни в одном из представленных документов, ни в итоговом решении Комитета всемирного наследия не освещена древняя история Одессы, её археологическое наследие, связанное с античностью и турецким периодом.
Российская Федерация, рассмотрев материалы по вопросу номинирования в Список всемирного наследия объекта «Исторический центр портового города Одессы» (Украина), направила правки на решение Комитета всемирного наследия (Amended draft decision 18EXTCOM 5.2; https://whc.unesco.org/en/documents/197906/), в числе которых утверждается необходимость возврата на доработку номинационного досье и его повторного представления в соответствии с обычными процедурами номинации объектов всемирного наследия.
Безусловно, приветствуя факт включения исторического наследия города Одесса в список объектов всемирного наследия, остаётся крайне важным внесение правок в документы, опубликованные на сайте ЮНЕСКО с тем, чтобы, пытаясь спасти объект от одних угроз, не привести к утрате его целостности и подлинности в угоду сиюминутным политическим интересам.
Пункт 4 Нарского документа о подлинности гласит: «В мире, который все более подвергается натиску глобализации и стандартизации, в котором поиск культурной принадлежности зачастую принимает формы воинствующего национализма и подавления культуры меньшинства, важнейший вклад в изучение подлинности в практике сохранения состоит в разъяснении сути коллективной памяти человечества и освещении всех её граней».
Приложение:
1.Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.
Приложение
Кандидат архитектуры З.В. Юркова
Исторический контекст и объективные предпосылки возникновения и архитектурно-градостроительного формирования Одессы.
Одесса, в своё время столица Новороссии, построена на берегу черноморского залива рядом с татарским укреплением Гаджибей, и первоначально город носил это имя. Но позднее он был назван в честь греческого города Одесосс. К началу ХIХ века она стала третьим по величине городом России, после Петербурга и Москвы.
С Одессой связан целый ряд выдающихся личностей.
Светлейший князь Г. А. Потемкин, генерал-губернатор Новороссии (1774-1783), проводник идей Екатерины II. Это он выбирал места для новых городов, строил черноморский флот, устраивал прибывающее в Новороссию население, подбирал архитекторов и даже определял архитектурный облик этих городов, как например, Херсона, который он посвятил Екатерине и где он был с почестями похоронен.
Неаполитанский иммигрант Де Рибас, принятый на русскую службу, настоял на том, чтобы строительство военного порта и купеческой пристани началось именно у Гаджибейского залива возле впадающих в Черное море двух рек Южного Буга и Днепра. Под его руководством велось строительство города. он стал его первым градоначальником (1794-1797). В честь Де Рибаса названа главная улица города.Герцог А.-Э. Ришелье, следующий губернатор Одессы (1803-1814), бежавший в Россию от французской революции, сумел превратить город в центр Новороссийского генерал-губернаторства и освободил ее от налогов, сделав торговлю беспошлинной (порто-франко), что способствовало процветанию города. На площади, носящей имя дюка Ришелье перед гигантской Потемкинской лестницей, ведущей к морю, поставлен памятник герцогу.[1]
Граф А. Ланжерон на посту губернатора (1816-1820) сыграл огромную роль в благоустройстве и озеленении не только Одессы, но и всего Новороссийского края. Его имя носит один из приморских пляжей.
Граф М. С. Воронцов, генерал-губернатор Новороссийско-Бессарабского края (1823-1874), внес значительный вклад в хозяйственное развитие края, способствовал строительству Одессы и других городов. При нем Одесса достигла небывалого расширения своего торгового значения и увеличения благосостояния. При нем построена знаменитая Потемкинская лестница (1837-1841, арх. Ф. К. Боффо). Во время губернаторства графа Воронцова в Кишинёве, а затем на его глазах в Одессе находился в ссылке (1820 - 1824) Александр Сергеевич Пушкин. На приморском бульваре установлен памятник поэту на деньги, собранные жителями Одессы. Маяк на морском берегу носит название Воронцовский.
В 1887 году в Одессе был выстроен новый Оперный театр по проекту архитекторов австрийца Ф. Фельнера и немца Г. Гельмера, выполненный в стилистике венского барокко. Театр стал визиткой города.
В 1900 году в Одессе был установлен памятник основателям города – императрице Екатерине II и ее сподвижникам – князю Г. А. Потемкину, вице-адмиралу Х. де Рибасу, инженер-генералу Ф. де Волан, Таврическому генерал-губернатору графу, светлейшему князю П. А. Зубову. К сожалению, монумент был демонтирован в конце 2022 года.
В 1763 году Екатерина подписала указ «О сделании всем городам строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Она же утверждала и все планы городов, а также архитектурные проекты казенных и общественных, культовых зданий. Города Новороссии закладывались также по указам российской императрицы и подчинялись тем же градостроительным установлениям и Городовому положению, утвержденному императрице. Над этими планами работала вновь созданная Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы централизованный штат казенных архитекторов, к которой подключались городские архитекторы[2]
27 мая 1794 года Екатерина II утвердила первый генеральный план города Гаджибея (города Одессы).
Если ознакомиться с планами российских городов, созданными в соответствии с екатерининским указом, то можно убедиться в том, что все в их основу положена та или иная модификация прямоугольной сетки улиц. Считается, что она создана греческим архитектором Гипподамом Милетским, который жил в 5 веке до н. э. Система применялась при строительстве греческих городов, ее повсеместно использовали римляне, в том числе для разбивки военных лагерей – фаланстеров. Их взаимно перпендикулярные улицы – cardo и decumanus – были направлены по сторонам света: первая с севера на юг и с запада на восток, что помогало ориентироваться как на местности, так и во времени. Современные археологические раскопки на территории Турции, бывшей Югославии и Крыма позволяют увидеть разрушенные римские города с развитой городской инфраструктурой – административным и духовным центрами, зрелищными и сооружениями и учреждениями культуры и образования – гимнасии, библиотеки, общественными зданиями и сооружениями – театры, форумы, термы. Такой набор был обязателен для каждого древнеримского города. Как известно Римская империя в европейской части пала под натиском варваров, а на Ближнем Востоке и на юге Европы ее сломили османы.
Могла ли такая планировка попасть в Россию из Европы? Мало вероятно. Европейская цивилизация, покорившая Римскую империю, не сумела осмыслить феномен греко-римской культуры и принять античное наследие, и практически полностью уничтожила ее, застроив свои территории средневековыми городами, напоминающими скорее гнездовья птичьих колоний. Османское завоевание восточной части империи – Византии привело к тем же утратам, хотя археологические раскопки в этой части мира показывают куда более существенный результат, чем на территории Западной Европы.
Можно ли было в России изобрести такую систему? Еще менее вероятно. В России не было своей градостроительной школы, поскольку она в ней просто не нуждалась. Американский специалист по градостроительству К. Линч определил город как систему ориентиров. В русских городах низкая разреженная застройка, перемежающаяся садами, давала возможность увидеть большую часть города с возвышающимися церковными зданиями, колокольнями, в которой человеку всегда было понятно, где он находится.[3] При этом направление улиц не имело никакого значения.[4] Вероятно, поэтому превращение спонтанно сложившей живописной уличной сети в прямоугольную прошло почти безболезненно, то есть без существенных утрат.
Ответ на вопрос культурно-исторической принадлежности Одессы может дать «греческий» проект Екатерины II, которая не только смогла присоединить и освоить северное Причерноморье, но и намеревалась возродить православную империю – Византию. Она дала классическое образование своим преемникам – внукам, которые получили греческие имена, Александру и Константину. Она создавала для них обстановку в «греческом духе» (Александрова дача с храмом Цереры, храмом Флоры и Помоны). Для них она выписала из Италии макеты древних античных зданий и сооружений. В соответствии с ее планами Александр должен был занять царский престол в России. Константину же в управление должен был перейти Константинополь. Именно Екатерина II ввела в моду классицизм в России. Нет сомнения, что она сама изучала архитектуру Греции и, соответственно, знакомилась с планировкой городов, а вместе с этим архитектурное наследие древней античности изучали и русские архитекторы. Новороссийским городам давались греческие имена – Севастополь, Симферополь, Херсон, Евпатория и другие. Таким образом, новостроящийся город Одесса, столица Новороссии, создавалась, как все российские города этого периода с использованием утверждённых Екатериной II планов с прямоугольной сеткой улиц.
К классическим формам в архитектуре и искусстве Европа обратилась только в ХV веке. Носителями античной культуры там стали беженцы из павшей под натиском османов Византии, хранившей как традиции, так и материальные предметы античной культуры. При этом надо отметить, что архитектура, по понятным причинам, в наименьшей степени позволяла внедрение новаций и широкомасштабного нового строительства. Поэтому, строго говоря, новопостроенную Одессу скорее следует олицетворять с греко-римской культурой (чего нельзя сказать о перепланированных русских городах!).
Исследователями признается, что города Новороссии в основном построены иностранными архитекторами, инженерами и строителями. Объясняется это просто – в отличие от иностранцев, русским переселенцам не выдавались подъёмные для переезда и для устройства на новом месте, и не предоставлялись льготы для ведения дел. Выплачивать пособие начали только после 1812 года. Кроме того, мужское население страны участвовало в войнах.
Московский исследователь М. Б. Михайлова в статье «Особенности ампира в градостроительстве Новороссии» приводит более 30 имён иностранных архитекторов, инженеров и строителей преимущественно итальянского происхождения, которые принимали участие в строительстве не только Одессы, но и других новороссийских городов. Далее перечислены имена тридцати семи российских архитекторов, которые подтверждены документально, а также двадцать два имени русских военных и флотских инженеров. Все они служили архитекторами в разное время и в разных новороссийских городах.[5] Из украинских фамилий в списках встречается только одна. Не исключено появление в Одессе в более позднее время архитекторов и с украинскими именами.
В целом же, конечно, можно только приветствовать интерес и внимание международной организации ЮНЕСКО к этому историческому городу, сыгравшему значительную роль в культурной и экономической жизни России.
[1]«Сие место дано от Бога России золотым источником. 27 мая 2014» https://www.gazeta.ru/science/2014/05/27_a_6049501.shtml?updated
[2]Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм М, Издательство «Архитектура-С». 2004. С. 139
[3]Юркова З.В. Архитектор А. Модюи: идеальная столица. Петербург императора Александра I. СПб, «Кригга». 2019. С. 394-401
[4]Алферова Г. В. Русские города ХVI-ХVII веков. М, Строииздат. 1989. С.169-185
[5] Михайлова М. Б. Особенности ампира в градостроительстве Новороссии. С. 104
III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия.
23 сентября 2022 г.в Москве, в павильоне Космос на ВДНХ состоялась III Отчетно-перевыборная конференция Межрегиональной общественной организации "Национальный комитет Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)", Россия. В ходе конференции были заслушаны годовые отчеты региональных отделений, был избран новый Совет НК ИКОМОС, РФ и почетные члены Совета.
Выставка «Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»
Уважаемые коллеги!
Информируем Вас об открытии выставки
«Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектурно-художественное оформление интерьера»
Выставка будет проходить в выставочном зале Московского архитектурного института (Москва, ул. Рождественка, дом 11/4, корпус 1) с 22 сентября по 10 октября 2022 года. Экспозиция посвящена предстоящей долговременной реставрации главного храма старейшего монастыря Санкт-Петербурга.
На выставке будут наглядно представлены исторические сведения о том, как Троицкий собор выглядел в разные временные периоды, материалы натурных исследований и подробные данные о предполагаемых реставрационных мероприятиях.
В 2021 году проведен комплекс научно-исследовательских работ по живописному оформлению, архитектурному и скульптурному убранству Свято-Троицкого собора, по результатам которого разработан проект реставрации интерьеров храма.
В настоящее время интерьер представляет собой смешение элементов отделки, как относящихся к разным периодам его оформления, так и исторически никогда не существовавших.
В соборе поддерживается цветовое решение с окраской стен в желтый цвет и выделением архитектурных элементов белым, которое было принято при работах 1982–1987 годов. Одновременно сохранен принцип выделения архитектурных элементов золотом, принятый в 1862 году, за исключением отдельных профилей и фонов, ныне скрытых под поздними отделочными слоями. Монументальная живопись датируется 1957-1960 годами, когда в процессе ремонтно-восстановительных работ в росписи были внесены значительные изменения. В дальнейшем живопись периодически поновлялась.
Предлагаемый проект предусматривает традиционное решение храмового пространства, введенное в 1862 году за счет точечного изменения отдельных элементов в живописных композициях, золочения архитектурных деталей и выполнения более насыщенной художественной отделки элементов ордерной системы.
Проектное решение было согласовано Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Выставка создавалась при поддержке Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС, Россия. В работе принимали участие члены ИКОМОС - Одинцов А.М., Крюкова О.А., Варакин М.Е., Афанасьева Т.А., Хейнонин Р.И.
Историческая справка: Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был построен во второй половине XVIII в. по проекту архитектора Ивана Старова. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и установка в нем раки с главной святыней монастыря - мощами святого князя Александра Невского - состоялось 12 сентября 1790 года.
Собор отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Интерьеры Троицкого собора обновлялись дважды в XIX и один раз в середине XX века.
В 1934 году собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. Собор был возвращен Церкви в 1956 г., с 1957 по 1997 год он действовал как приходской храм.
3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими иконы и святыни.
22 сентября, в день открытия выставки, экспозицию посетили делегаты III Отчетно-перевыборной конференции Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) от Санкт-Петербургского и Орловского отделений, и дали ей высокую оценку. Экскурсию провела архитектор Ольга Александровна Крюкова.
Решение Собрания Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.
Уважаемые коллеги!
Доводим до Вашего сведение Решение Совета Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС России от 25.07.2022 г по вопросу письма С. Б. Горбатенко отправленного на имя Президента Российской Федерации со ссылкой на мнение Совета от 14.07.2022г.
Собрание Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.
Уважаемые коллеги!
Здравствуйте!
Прошу Вас ознакомиться с вопросами и принятыми решениями на проведенном собрании Совета НК ИКОМОС России регионального отделения г. Санкт-Петербург 25.07.2022г.
На Совете были рассмотрены следующие вопросы:
- Выборы заместителей председателя и временно исполняющего обязанности председателя Санкт-Петербургского регионального отделения НК ИКОМОС России;
- Обсуждение письма Горбатенко С.Б. отправленного на имя Президента Российской Федерации со ссылкой на мнение Совета от 14.07.2022г.;
- Мнение Совета в отношении принятых оным от предыдущего созыва решений по вопросу строительства колокольни у Смольного монастыря и строительства новых объектов на Охтинском мысе;
- Отношение Совета к новым проектам высотного строительства возле Лахта центра (Лахта-2 и Лахта-3);
- Возможности приспособлении для современного использования кинотеатра «Москва»;
- Рассмотрение существующих предложений Субботина А.В. по изменению Устава НК ИКОМОС России и так же направлении этих предложений Президенту НК ИКОМОС России в целях их обсуждения на общем собрании Организации.
Ушел из жизни Борис Михайлович Кириков
Ушел из жизни Борис Михайлович Кириков
04.10.1948 – 09.08.2022
Борис Михайлович Кириков. Ученый, не допускавший в работе фальши и небрежности, глубокий исследователь истории архитектуры.
Ярчайший талант во многих областях, Борис Михайлович обладал блестящим, легким литературным стилем.
Автор свыше 500 публикаций, в том числе 40 книг (частично – в соавторстве), таких бестселлеров как «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», «Архитектура ленинградского авангарда», «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома», «Архитектура петербургского модерна. Общественные здания», «Дом компании «Зингер», «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века», «Невский проспект. Дом за домом», а также книг об архитектуре Новгорода, Углича, Кашина – Борис Михайлович открыл перед широким кругом читателей удивительный мир архитектуры. Ряд книг неоднократно переиздавался.
Под научным руководством заместителя председателя КГИОП Бориса Михайловича Кирикова в течение 1990-х годов происходит взрывной рост списка памятников. Отсутствие государственной охраны многих из них к тому времени уже воспринималось как недоразумение: Витебский вокзал, Елисеевский магазин, Пассаж, ДЛТ, Германское посольство, Апраксин двор и многие-многие другие. При непосредственном участии Бориса Михайловича был утвержден действующий по сей день наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в Санкт-Петербурге объектов культурного наследия.
Борис Михайлович закончил исторический факультет ЛГУ (кафедра истории искусства) в 1971 году. В студенческие годы определился основной круг его интересов: архитектура Петербурга XIX – начала XX в.
С 1969 года работал в Государственном музее истории Ленинграда (ГМИЛ, ныне – ГМИ СПб), специализировался на изучении архитектуры периодов эклектики, модерна и неоклассицизма.
В 1974-1977 годах - аспирант архитектурного факультета ЛИСИ. Темой его исследования - «Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда начала XX века».
В 1980-1988 годах заведовал сектором архитектуры ГМИЛ, в 1991-1996 годах был заместителем директора музея по научной работе.
В 1988-1990 годах работал в Ленинградском филиале ВНИИТИАГ.
С 1991 по 1996 год являлся заместителем директора ГМИ СПб.
С 1996 по 2008 год занимал пост заместителя председателя КГИОП.
С 2009 года возглавлял Санкт-Петербургский филиал НИИТИАГ.
Был членом правления Санкт-Петербургского фонда культуры, председателем Российского отделения DOCOMOMO, членом президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, членом Национального комитета ИКОМОС, Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга и Градостроительного совета, Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, членом правления Санкт-Петербургского союза архитекторов и Всемирного клуба петербуржцев, членом Анциферовского комитета, Топонимической комиссии Санкт-Петербурга.
Борис Михайлович был членом Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС практически с момента его основания. С июня 2019 г. по июнь 2022 г. он был членом Совета Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС, РФ, июне 2022 г. решением общего отчетно-перевыборного собрания был избран членом Совета на новый срок.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный член Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат Анциферовской премии за общий вклад в современное петербурговедение.
Все, кто знал Бориса Михайловича, всегда будут помнить его невероятное обаяние, жизнелюбие, деликатность и тонкое чувство юмора.
Санкт-Петербургское отделение НК ИКОМОС, РФ выражает глубочайшие соболезнования родным и коллегам Бориса Михайловича, а также всему архитектурному сообществу в связи с невосполнимой утратой.
Прощание с Кириковым Борисом Михайловичем состоится 12 августа 2022 г. на Большеохтинском кладбище.
Отпевание состоится 12 августа 2022 г. в 12 часов в церкви Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище.
Некрополь расположен по адресу:
Санкт-Петербург,
проспект Металлистов, д. 5.